Статистика блога
195
Записей
4423
Обращений
175517
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Концепция государственной молодежной политики РК до 2020 года «Казахстан 2020: Путь в будущее»

«Новое поколение должно уметь справляться с решением крупных проблем, уметь как адаптироваться к изменившимся экономическим и технологическим обстоятельствам, так и использовать эти условия в свою пользу, предчувствуя глобальные тренды на два шага вперед».

Н.А. Назарбаев, «Казахстанский путь»

Введение

Раздел 1. Молодежная политика за годы Независимости
1.1 Молодежная политика сегодня
1.1.1 Образование – основа молодежной политики
1.1.2 Инфраструктура молодежной политики
1.2 Молодежь сегодня: новые вызовы
1.2.1 Оценка социально-демографической ситуации
1.2.2 Мировоззренческие вызовы в современном обществе
1.2.3 Вопросы социализации молодежи
1.3 Система ценностей
1.4 Главные цели и ключевые задачи Концепции
1.5 Периоды и ожидаемые результаты от реализации Концепции

Раздел 2. Принципы реализации молодежной политики
2.1 Основные направления реализации молодежной политики
2.1.1 Успех молодежи – успех страны
2.1.2 Качественное образование – фундамент будущего
2.1.3 Молодежь – движущая сила новой экономики
2.1.4 Здоровье молодежи – стратегический ресурс будущего
2.1.5 Спорт – жизненная потребность казахстанской молодежи
2.1.6 Семья – опора молодежи. Шанырак (жилье) – опора молодой семьи
2.1.7 Безопасность и жизнедеятельность в молодежной среде
2.1.8 Культура – источник патриотизма, духовности и толерантности
2.1.9 Гражданская позиция
2.1.10 Межконфессиональное согласие – бесценное наследие для казахстанской молодежи 
2.1.11 Армия – школа мужества и патриотизма
2.1.12 Высокая правовая культура 

Раздел 3. Молодежные организации и роль государства

Раздел 4. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

Раздел 5. Заключительные положения успешной реализации Концепции

ВВЕДЕНИЕ

Казахстанцы – динамичная и молодая нация: каждый второй житель республики моложе 30-ти лет. 
Молодежь – это «вечный двигатель» будущего. Поэтому с уровнем развития, возможностями, ценностными ориентациями, степенью участия в экономической, политической и общественной жизни казахстанской молодежи связан путь Казахстана в будущее. Основы этого будущего закладываются в настоящем. 
Поддержка молодежи – это инвестиции в прогресс страны. С первых лет Независимости вопросы образования, здоровья, доступа к новым информационным технологиям, профессиональной и личностной конкурентоспособности, патриотического воспитания, успешной социализации молодого поколения были и остаются в центре внимания Главы государства Н.А. Назарбаева. Эти приоритеты отражены в ключевых программных документах - Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Посланиях Президента народу, государственных программах. 
Мощный инновационный импульс государственной молодежной политике был задан в выступлениях Главы государства на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана (27 апреля 2012 года), программной статье о социальной модернизации Казахстана и построении Общества Всеобщего Труда (10 июля 2012 года) и на II Съезде молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан» (16 ноября 2012 года).  
Молодежь Казахстана – это поколение, которое росло вместе со страной, вместе с Независимостью. За эти годы своим самоотверженным трудом, в мире и согласии, с верой в себя и страну, с мечтой о лучшем будущем для своих детей старшее поколение казахстанцев построило независимое, быстроразвивающееся, конкурентоспособное и уважаемое в мире государство. Оно создало прочный фундамент для того, чтобы казахстанские юноши и девушки были равными среди лучших в любой точке мира.
Сегодня страна ставит перед собой новые масштабные задачи по социальной модернизации, форсированной инновационной индустриализации и взаимовыгодной экономической интеграции. Закрепив достижения 20-ти лет Независимости, Казахстан намерен в третьем десятилетии XXI века войти в число развитых стран мира.
В этих условиях огромная ответственность возлагается на молодежь, которой предстоит продолжить эстафету созидательных дел старшего поколения, поднять планку национальной конкурентоспособности еще выше, обеспечить Казахстану в XXI веке процветание и признание.
Такая миссия под силу только патриотичной, образованной, профессиональной, здоровой физически и нравственно, конкурентоспособной, социально и граждански ответственной молодежи.  
В этой связи приоритетной задачей государства становится адаптация государственной молодёжной политики к современным реалиям, ее нацеленность на формирование молодежи как важнейшего конкурентного потенциала Казахстана. 
Обновленная государственная молодежная политика, как система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, должна содействовать социально-экономическому и культурному развитию Республики Казахстан, обеспечению ее конкурентоспособности, национальной безопасности и укреплению международного авторитета. 

Основные термины и понятия, используемые в настоящей Концепции:
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
1) молодежь – граждане Республики Казахстан в возрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет;
2) государственная молодежная политика – система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодежи;
3) дуальная система профессионального образования - система, когда образование молодых людей по признанной профессии происходит в двух учебных заведениях, т.е. два учреждения участвуют в образовании. С одной стороны это профессиональная школа, а с другой стороны - обучающее предприятие. Оба учреждения являются по отношению друг к другу независимыми партнерами;
4) социальный инфантилизм (англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer) - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии ею новых обязанностей и обязательств;
5) патерналистские настроения - патернали́зм (лат. paternus — отцовский, отеческий) система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контролю старших по отношению к младшим (подопечным); а также подчинению младших по отношению к старшим. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство;
6) радикализм молодежной среды - проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей, которое приводит к возникновению условий для применения насилия, роста радикального национализма, расовой и национальной нетерпимости;
7) патриотизм - любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать и понять ее, сделать лучше;
8) толерантность - сохранение, обогащение и дальнейшее развитие идей и традиций мира и согласия;
9) меритократия – (букв. «власть достойных»), продвижение по службе наиболее способных людей, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.

Раздел 1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

Государственная молодежная политика за годы Независимости прошла фундаментальный этап становления. 
В 1994 году Казахстаном была ратифицирована Конвенция о правах ребёнка. 28 августа 1999 года Распоряжением Президента Республики Казахстан была утверждена Концепция государственной молодежной политики, определившая основные приоритеты в этой сфере. В ее рамках была создана сеть социальных служб для молодежи, заложены основы формирования ювенальной юстиции. 
Программа Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2001 года «Молодежь Казахстана» предусматривала обеспечение социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья, создание условий для широкого вовлечения казахстанской молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы.  
В рамках отраслевой Программы молодежной политики на 2003-2004 годы были предусмотрены меры по поддержке предпринимательских инициатив молодежи, формированию экономического мышления, определены механизмы работы в регионах республики.
«Программа молодежной политики на 2005-2007 годы» была нацелена на развитие творческого потенциала молодежи, создание условий для ее социализации, для функционирования молодежных организаций в сфере труда и занятости. 
В 2006-2008 годах была реализована Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан, направленная на развитие системы патриотического воспитания и укрепление казахстанского патриотизма.
С 2010 года молодежная политика реализуется в рамках Государственной программы развития образования до 2020 года.
В целом, на улучшение социально-экономических условий становления и всестороннего развития будущих поколений казахстанцев направлены не только специальные молодежные, но и реализуемые сегодня в стране масштабные государственные программы развития образования, здравоохранения, языков, форсированного индустриально-инновационного развития; отраслевые программы «100 школ, 100 больниц», «Балапан», «Занятость-2020», «Дорожная карта бизнеса – 2020», «Доступное жилье – 2020».  
Всё, что делается сегодня в стране для дальнейшего развития и роста конкурентоспособности экономики, повышения благосостояния граждан, развития человеческих ресурсов, формирования общества всеобщего труда, укрепления казахстанских ценностей и морально-нравственных идеалов – это долгосрочные инвестиции в будущее казахстанской молодежи.

1.1 МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СЕГОДНЯ

1.1.1 Образование – основа молодежной политики

Важнейшим условием успешного развития и становления молодого поколения является качественное образование. За годы Независимости в этой сфере достигнуты определенные результаты.
Отправными точками роста в процессе модернизации образовательных процессов стали инициируемые и патронируемые Главой государства образовательные проекты «Болашак», «Назарбаев – Интеллектуальные школы», «Назарбаев - Университет».
Международная стипендия «Болашак» была учреждена Президентом Республики Казахстан 5 ноября 1993 года в целях оказания содействия талантливой молодежи в обучении за рубежом. В этот сложный период страна нуждалась в квалифицированных кадрах с качественным образованием, которое обеспечивали зарубежные вузы. Основными принципами «Болашак» стали высокий уровень подготовки претендентов, формирование позитивного имиджа программы в стране и за рубежом, проведение конкурсного отбора открыто и справедливо, направление молодых казахстанцев в лучшие университеты мира.
Качественно новым этапом развития средней школы является создание в 2009 году образовательной сети «Назарбаев - Интеллектуальные школы». Инновационные подходы к образованию и воспитанию подрастающего поколения, разработанные в рамках этого проекта, внедряются в других общеобразовательных учреждениях Казахстана и вносят значимый вклад в модернизацию системы среднего образования в целом.  
В 2010 году в Астане открыт «Назарбаев - Университет» - университет международного уровня, функционирующий по принципам автономии и академической свободы. Все образовательные и научно-исследовательские программы вуза реализуются в официальном партнерстве с университетами, входящими в тридцатку лучших вузов мира, и авторитетными международными научными организациями.
С 2012 года получила дальнейшее развитие дуальная система профессионального образования. Дуальная система профессионального образования ценна тем, что обеспечивает непосредственную связь учебы и профессиональной деятельности, что многократно усиливает мотивацию молодых людей, помогает совершенствоваться по выбранной специальности. В условиях форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана дальнейшее развитие дуальной системы обучения имеет стратегическое значение.  
Для казахстанской молодежи характерен высокий образовательный уровень. Так, число молодежи, имеющей высшее образование, за последнее десятилетие выросло в четыре раза, среднее специальное образование – вдвое. Число сельской молодежи, имеющей высшее образование, выросло в шесть раз, городской – в четыре раза. В целом, высшее, незаконченное высшее и средне-специальное образование имеют 40% казахстанской молодежи возрасте с 16 до 29 лет.
Вместе с тем, хотелось бы отметить необходимость популяризации технического образования и специальностей по направлению естественных наук.
Уровень образованности казахстанской молодежи меняет парадигму ее мышления, увеличивает стремление к высоким стандартам жизни. 
Качественное образование является и главным «социальным лифтом» молодежи. Тысячи юношей и девушек получили доступ к среднему и высшему образованию на уровне международных стандартов. Новые школы, вузы и программы стали своеобразным гарантом успешного карьерного роста выпускников. Многие выпускники программы «Болашак» занимают ответственные посты на государственной службе и международных организациях, вносят свой вклад в развитие государства. 
Казахстанская молодежь — это поколение, располагающее улучшенным доступом к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам для того, чтобы внести наилучший вклад в развитие своей страны.

1.1.2 Инфраструктура молодежной политики

Важная роль в реализации молодежной политики принадлежит молодежным организациям. За последнее десятилетие их количество в стране увеличилось более чем в семь раз. 
Продолжается процесс консолидации молодежи в таких массовых организациях как Конгресс молодежи Казахстана (2002г.), Молодежное крыло «Жас Отан» при НДП «Нұр Отан» (2008г.). В 2005 году было создано неофициальное объединение студенческой молодежи «Альянс студентов Казахстана», который на сегодня принимает активное участие в решении проблем студенческой молодежи. 
С 2005 года действует «Молодежный парламент Казахстана», а в шестнадцати регионах республики – молодежные маслихаты. В 2011 году появились новые организации для детей и юношества - «Жас Кыран» и «Жас Улан», приоритетной задачей которых является патриотическое воспитание. 
В 2008 году создан Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. По поручению Главы государства в 2012 году создан Комитет по делам молодежи с территориальными подразделениями по всей стране.
В Казахстане реализуется целый ряд молодежных программ и инициатив: «Молодежная практика», «Жасыл ел», «С дипломом в село!», «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы», «Жастар - Отанға!», которые получают широкий позитивный общественный резонанс.
Финансирование проектов в сфере молодежной политики за прошедшие семь лет возросло более чем в 10 раз.
Необходимо отметить, что проводимая с первых лет Независимости государственная молодежная политика сыграла стабилизирующую роль в жизни общества, так как позволила смягчить трудности жизненного старта, с которыми неизбежно сталкиваются молодые люди, обеспечила участие молодежи в различных областях жизни общества. 
Сегодня социально активная молодежь имеет реальную возможность поступать и продвигаться на государственной службе, открыть и вести свое дело, успешно заниматься самообразованием, наукой, спортом, творчеством и многими другими видами деятельности. 
Молодежь независимого Казахстана - это люди новой формации, в полной мере ощутившие незыблемость государственности и независимости своей страны. Это люди, умеющие свободно мыслить и ответственно действовать, быстро и рационально реагировать на меняющиеся социально-экономические условия, люди, стремящиеся к постоянному самосовершенствованию и улучшению стандартов жизни.
Модернизация государственной молодежной политики, проводимая в рамках социальной модернизации страны, предоставит молодым людям более широкие возможности реализации своих талантов и способностей, позволит приблизить жизненный уровень казахстанского молодого поколения к высоким мировым стандартам. 

1.2 МОЛОДЕЖЬ СЕГОДНЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

1.2.1 Оценка социально-демографической ситуации

Молодежь – это жизненная сила и концентрированная энергия нации. Как социально-демографическая группа она является главным стратегическим ресурсом страны и занимает особое место в социальной структуре общества.  
Молодежь Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет – это 27% населения страны, ее численность сегодня составляет 4,5 миллиона человек. 
Кроме того, 24% населения Казахстана – это дети в возрасте от 1 года до 14 лет. По прогнозам, начавшийся в 2005 году «бум рождаемости» продолжится до 2016 года, и детей станет на 1,2 миллиона больше, чем в предыдущие годы. Последующие демографические тренды будут соответствовать сегодняшней ситуации: казахстанцы в долгосрочной перспективе будут оставаться наиболее динамичной и молодой нацией. 

1.2.2 Мировоззренческие вызовы в современном обществе

В ХХI веке молодежь – особая социальная группа, которая в условиях трансформации общества всегда оказывается наиболее уязвимой. 
Процесс глобализации открывают экономические и информационные границы национальных государств, создавая целый комплекс правовых, религиозных, культурных проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, ставит вопросы о пересмотре ключевых мировоззренческих позиций. Сегодня во всем мире государства стараются предложить молодому поколению проверенный и убедительный набор ценностей.
В условиях быстро меняющегося мира молодежи стало сложнее определиться со своими ценностными ориентациями, что характерно для всех государств.  

1. Глобализация и размытость системы ценностей 
Глобальные вызовы современности, интеграция и противостояние культур, расслоение и противостояние богатых и бедных стран и граждан внутри государств — комплекс проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, ставит вопросы о пересмотре ключевых мировоззренческих позиций. 

2. Культ потребления – одно из проявлений мировоззренческого кризиса молодежи. Потребительские практики стали значимой частью повседневности молодежи, приобрели характерные черты и особенности стилей жизни. Распространение массовой потребительской культуры сопровождается утверждением определенного набора ценностей: культа наслаждения, комфорта, достатка и личного эгоизма.

3. Недоминантный статус ценностей труда
В молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация, в ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. При этом, зачастую жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей. 

4. Патерналистские настроения и социальный инфантилизм
Мировая практика показывает, что рост экономики государства повышает рост социальных ожиданий общества, что в свою очередь увеличивает градус патерналистских настроений среди молодежи. 
Социологические исследования свидетельствуют, что 58% молодежи Казахстана полностью рассчитывает на помощь со стороны государства в решении собственных проблем, 92,5% юношей и девушек ждут прямого содействия в трудоустройстве. 
К тому же в отличие от старших поколений молодежь ожидает быстрого улучшения своего положения.

5. Недостаток ярких молодежных лидеров (отсутствие желания выделяться из толпы, из общей массы)
В молодежной среде недостаточно ярких лидеров, способных увлечь юношей и девушек своими инициативами. Социологические опросы показываю что, более половины юношей и девушек не видит никого из своих сверстников в качестве подлинных лидеров. Это серьезный вызов для многочисленных политических объединений и молодежных неправительственных организаций.

6. Риск радикализации молодежной среды. Не имеющая жизненного опыта и знаний, молодежь может попасть под влияние деструктивных идеологий. Проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей приводит к возникновению условий для применения насилия, роста радикального национализма, расовой и национальной нетерпимости. Данная угроза носит глобальный характер.  

7. Разобщенность молодежи, обусловленная тенденцией возрастающего плюрализма в культуре, индивидуализацией образа жизни, обособления интересов и социальных ценностей молодых людей, имеющей место во всем мире. Между тем, молодое поколение больше чем кто-либо должно быть заинтересовано в утверждении принципов коллективизма и солидарности.  

8. «Трудная» молодежь
«Трудные дети» были во всех обществах на самых разных этапах исторического развития. Работу с ними важно начинать не на этапе социальной реабилитации подростков, а когда личность формируется в определенной микросреде и конкретной ситуации, то есть с воспитательных процессов в семье.

На эти мировоззренческие вызовы времени молодежные организации и молодежные лидеры должны предложить адекватные меры реагирования.

1.2.3 Вопросы социализации молодежи

Процесс социализации молодежи - это главный механизм включения молодых людей в общественно-полезную жизнь. Объективно, вопрос участия молодых поколений в общественном развитии — это вопрос темпов, характера и качества развития страны.
Как и во все времена в любом обществе наиболее актуальными проблемами казахстанской молодежи являются вопросы получения качественного образования, устройства на работу, приобретения собственного жилья, занятия бизнесом.
В этой связи большое значение приобретает общественно-государственный характер работы с молодежью. 
Полнокровная интеграция молодежи в социально-экономические и политические процессы возможна только на основе широкого взаимодействия государства, молодежных объединений, всех институтов гражданского общества, бизнес-сообщества в решении проблем молодежи.
В то же время, государство и общество должны давать молодым людям шанс, всемерно поддерживать их, но воздерживаться от чрезмерной опеки, которая подрывает стимул самостоятельной активности. 

1.3 СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Патриотичная, образованная, обладающая здоровьем, ответственная и энергичная, успешно работающая в условиях инновационной экономики, владеющая казахским, русским и английским языками, впитавшая ценности и культуру казахстанского народа, толерантная, узнаваемая и уважаемая в мире – такой видится казахстанская молодежь 2020 года.  
Уже сегодня можно говорить о качественном улучшении поведенческих и волевых характеристик казахстанской молодежи: растет самостоятельность, практичность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих возможностей. В сознании молодежи увеличивается престижность образования, растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья. Это новые позитивные тренды. 
Социологические исследования показывают, что традиционными жизненными ценностями молодежи остаются семья, друзья, здоровье, затем следует материальное благополучие, интересная работа, карьерный рост.
Для того, чтобы позитивные тенденции стали доминирующими, требуется целенаправленная работа. Государственная молодежная политика, рассматривая молодежь как объект воспитательного воздействия, должна не просто предложить новые базовые ценности, но и активно формировать соответствующие эти ценностям поведенческие принципы и жизненные убеждения. Только в этом случае следование указанным ценностям будет восприниматься как естественная потребность, а связанные с ними действия как осознанная необходимость.
Доминирующими для казахстанской молодежи должны стать традиционные общечеловеческие ценности, такие как честность, доброта, справедливость, уверенность в будущем. Вместе с тем, в новом веке наступила новая ответственность, что требует культивирования ценностей, соответствующих современному духу казахстанского развития, новым глобальным трендам и экономическим вызовам современности.  

Это такие ценности как:
1. Патриотизм
«Быть патриотом – это носить Казахстан в своем сердце», - так определил эту ценность Глава нашего государства. Для молодых казахстанцев ярким примером Патриота своей страны является трудовой и жизненный путь Лидера Нации.
Родина начинается в семье, где формируется особое личностное отношение к своей земле, ее истории, культуре, населяющим ее людям, будням и праздникам, символам государства.  
Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны.
Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь родины.
Предельно важно сформировать у молодежи понимание того, что патриотизм – это великая ответственность за себя, свою семью и Родину.

2. Единство народа
Стабильность – основа успеха и главный итог 20-летнего развития Казахстана. Единство полиэтничного и многоконфессионального казахстанского народа – абсолютная ценность и задача всех поколений - оберегать эту ценность и преумножать во имя процветания страны. 

3. Культурное многообразие – ценность, которая не разделяет, а объединяет. Казахстанский менталитет, основанный на этническом многообразии, не должен раствориться в мировом потоке культуры, он должен быть сохранен молодым поколением в качестве уникального национального достояния. 
Влияя на процессы нравственного формирования молодежи, государство должно уделять внимание росту общего уровня культуры, развитию коммуникационных технологий. 
Необходимо добиваться соответствия уровня развития молодежи требованиям третьего тысячелетия. Важным направлением работы должно стать обеспечение прав на свободу совести и вероисповедания в соответствии с законом.

4. Толерантность
Уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия Главы нашего государства должна стать основой формирования толерантности молодого поколения, спокойного понимания и уважительного восприятия ею этнических и религиозных отличий. Молодежь страны, которая является носителем диалога культур, религий и цивилизации, мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом более, чем кто-либо должна быть заинтересована в распространении культуры мира и согласия.  
Сегодня, в век информационных технологий, у каждого молодого человека должен быть внутренний «фильтр», способный разграничивать хорошее и плохое. Наличие такого «фильтра» позволит значительно расширить и укрепить базис межконфессионального согласия в стране.  

5. Уважение к закону
Очевидно, что только законопослушные граждане способны совершенствовать демократию и строить подлинно правовое государство. Жизненной привычкой молодежи должно стать неукоснительное следование букве и духу закона. Это особенно важно на этапе, когда у подрастающего поколения только формируются навыки «взрослой» жизни. Рост правового сознания, формирование уважения к установленным правилам и нормам поведения должны стать объектом особого внимания всех социальных институтов. Авторитет закона должен прочно закрепиться в сознании казахстанской молодежи как базовая ценность современного этапа развития.

6. Образованность
Традиционные ценности молодежи – образование и карьера, должны быть пересмотрены с учетом четкой ориентированности системы образования на рынок труда, обеспечения соответствия системы образования и профессиональной подготовки экономическим, социальным и предпринимательским реалиям с учетом выявляемых потребностей и технологических новшеств. Повышение престижности науки среди молодежи и привлечения их к разработке инновационных проектов должно стать одним из основных ориентиров молодежной политики.

7. Трудолюбие
В Обществе Всеобщего Труда важнейшей базовой ценностью молодежи должно стать трудолюбие и особая трудовая этика, в основе которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую деятельность. В этой связи беспрецедентный шанс для самореализации молодежи представляют программы форсированной индустриализации, социальной модернизации, создания общества всеобщего труда. 
Большую экономическую ценность представляет высокая мобильность молодежи. Согласно исследованиям, треть молодежи готова поехать за работой в любой регион страны. Готовность к социальной адаптации в любых условиях, естественное стремление молодых людей самоутвердиться может решить вопрос внутренней миграции в точках роста – Астане, Алматы, Шымкенте, Актобе, Актау.

8. Инновационность
Переход к инновационной экономике актуализирует задачу формирования инновационного поведения казахстанской молодежи. Молодость не любопытна ко всему, что ассоциируется у нее со вчерашним днем. Поэтому в силу своей восприимчивости ко всему новому, адаптивности к жизненным переменам, творческой интеллектуальной энергии и готовности к социально активной деятельности, молодежь должна стать проводником и ускорителем внедрения в практику новых идей, инициатив и технологий. С ней должен быть связан прогресс казахстанской науки, особенно естественных, технических наук. Путь молодежи в науку – это путь в будущее.

9. Семья
Семья в Казахстане всегда рассматривалась в качестве важнейшего социообразующего элемента. Она является основой бытия общества, государства, важнейшим звеном в системе нравственных и духовных координат человека.
Живая связь поколений осуществляется в семье. Поэтому формирование чувства социальной ответственности за других людей которое начинается с ответственности за своих близких в семье, должно стать ключевым в вопросах реализации молодежной политики. Неразрывно связана с семьей ценность человеческой жизни, ее безопасность и продолжение.

10. Здоровье и спорт
В поле реализации государственной молодежной политики должна войти пропаганда ценности здоровья и спорта. По-прежнему высоко значимым остается принцип солидарной ответственности за свое здоровье, отказа от вредных привычек, ведение здорового образа жизни. 
Спорт в Казахстане сегодня является именно той сферой, где социальные лифты работают наиболее отлаженно. Мировые успехи казахстанских спортсменов наглядно показывают, что парни и девушки, проявляя упорство, характер и трудолюбие, могут добиться высоких результатов, а вместе с ними признания и уважения.
Развитие спорта и массовой физической культуры должно стать особым приоритетом молодежной политики. 

11. Профессионализм
Рыночная экономика и постиндустриальное развитие Казахстана обуславливают необходимость формирования новых стратегий социально-экономического поведения молодежи. Профессиональное самоопределение и карьера, интеграция в сферу труда и стремление к успеху должны рассматриваться как важный механизм социализации молодежи.
При этом важно формировать у молодежи приверженность принципам меритократии («власть достойных»). Главным атрибутом современной профессиональной карьеры должно стать продвижение по ступеням статусной, профессиональной, должностной иерархии исключительно по заслугам. Молодежь должна двигаться вперёд, имея позитивные идеалы и равняясь на лучших, тех, кто поднялся на вершину успеха благодаря собственному таланту, работоспособности и личной ответственности.

12. Новая экологическая этика 
 Развитие «зеленой экономики» как основы индустриализации актуализирует экологические вопросы. Молодежь должна стать носителем новой экологической этики, бережно относиться к родной земле и ее природным богатствам.

1.4 ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Настоящая Концепция ставит своей целью совершенствование правовых, социально-экономических, организационных условий для успешной самореализации молодежи, направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны.

Для достижения цели Концепции предусматривается решение следующих задач:
1. Определение механизмов вовлечения молодежи в реализацию государственных программ;
2. Определение направлений, форм и методов работы с молодежью в современных условиях;
3. Определение механизмов обеспечения социальных прав молодежи в области труда, образования и охраны здоровья;
4. Определение условий, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей молодежи на новом этапе.

1.5 ПЕРИОДЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Дальнейшее развитие государственной молодежной политики будет осуществляться поэтапно следующим образом:
1) период с 2013 г. до 2015 г.;
2) период с 2015 г. до 2020 г.
В рамках реализации Концепции государственной молодежной политики будут внедрены наиболее эффективные механизмы регуляции и саморегуляции молодежной политики; формы управленческого воздействия, позволяющие совершенствовать процесс социального развития казахстанской молодежи; будут разрабатываться принципиально новые инструменты мониторинга, анализа и регулирования государственной молодежной политики; будет пересмотрена система ценностей и приоритетов молодых казахстанцев.
Главным результатом реализации Концепции государственной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодых казахстанцев, увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь общества на основе новых ценностных ориентиров и улучшения нравственно-духовных характеристик молодежи.  
Оценкой эффективности реализации Концепции является введение стандартов качества реализации государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года с целью осуществления контроля над реализацией государственной молодежной политики (см. табл.):

№п/п Наименование показателя Единица измерения 2012 год 2015 год 2020 год
Социальная интеграция
1. Доля молодежи, участвующей в деятельности молодежных организаций % от общей численности молодежи 22 28 35
2. Доля молодежи, принимающей активное участие в реализации мероприятий в сфере молодежной политики и патриотического воспитания от общей численности молодежи % от общей численности молодежи 25 31 55
Образование
3. Количество молодежи, получивших техническое и профессиональное образование численность молодежи, чел. 184,5 186,0 187,0
4. Доля обучающейся молодежи по техническим, технологическим специальностям в учебных заведениях ТиПО % от общей численности молодежи, обучающихся в системе ТиПО 52,8 55,0 60,0
5. Доля выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 % 2017г. – 70% 100%
Трудоустройство
6. Уровень молодежной безработицы % 4,7 4,2 3,7
7. Доля молодежи, охваченной мероприятиямиПрограммы занятости 2020, из числа обратившихся по вопросам участия в ней % 55,5 57,0 -
8. Доля молодых работников национальных компаний и инновационных предприятий % 23 35 47
Здоровье
9. Развитие и функционирование сети центров здоровья Кол-во центров 55 55 -
Спорт
10. Охват детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом к общей численности детей и подростков % 11,0 12,6 15
Семья и жилье
11. Количество квартир, полученных молодыми семьями в рамках Программы «Доступное жилье-2020» Количество арендных квартир, полученных молодыми семьями - 7800 13200
Гражданская идентификация
12. Доля молодежи, избранной в представительные органы на всех уровнях от общего числа депутатов % от общей численности молодежи 3,9 – 4,1%

В этой связи считаем, что местным исполнительным органам в рамках Программы занятости 2020 необходимо обеспечить:
- вовлечение самозанятой молодежи в профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям;
- повышение предпринимательской активности молодежи путем предоставления микрокредитов для занятия предпринимательской деятельностью.

Раздел 2. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Для эффективной реализации государственной молодежной политики на республиканском и региональном уровнях необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Комплексности разработки и реализации молодежной политики, ориентации на консолидацию ресурсов (вовлечение всех ответственных и заинтересованных сторон, охват различных социально-экономических сфер);
2. Социальной ориентированности направлений молодежной политики на основе задач социально-экономического развития страны и потребностей различных групп молодежи;
3. Открытости и доступностии информации для поставщиков и потребителей услуг в сфере молодежной политики;
4. Четкой сегментации по целевым группам при планировании и адресности оказания услуг в сфере молодежной политики;
5. Профессиональности ответственных исполнителей и организаций соисполнителей на всех уровнях.

2.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1.1 Успех молодежи – успех страны

Для решения задач постиндустриального развития и социальной модернизации общества требуются новые импульсы, способные не только вовлечь в эти процессы большее количество конкурентоспособных молодых людей, но активизировать поиск нереализованных резервов и возможностей молодежи.
Молодые люди должны четко осознать, что успешная страна - это не только забота старшего поколения, это - завтрашний день самой молодежи. 
В сознании юношей и девушек должно прочно закрепиться понимание того, что государство – не спонсор молодежи, а сподвижник, создающий условия для ее самореализации. 
Со стороны молодежи важно понимание того, что только собственным упорным трудом, приобретением качественного образования и использования его на практике, бережливостью, активным включением в бизнес и развитие производства можно добиться личного успеха и общего процветания. 
Вместе с тем, молодежь должна воспитываться в атмосфере надежной защищенности. 
Государство будет совершенствовать те сферы, которые остаются его безусловной прерогативой: обеспечение безопасности, соблюдения прав и свобод молодежи, гарантий в сфере образования и занятости; создание условий для профессионального, творческого и физического развития молодежи, ее адаптации к современным условиям; духовно-нравственного и патриотического оказания помощи социально-уязвимым слоям молодежи. 
С учетом этого необходимо:
Раскрытие потенциала молодежи 
Правовые гарантии
· контролировать действенное признание за молодыми людьми всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами;
· вести разработку ежегодных национальных, отраслевых планов государственных органов с учетом раздела о молодежи и потребностей самих молодых людей;
· выработать систему скоординированных действий госорганов, национальных компаний и бизнеса по созданию условий для реализации творческого потенциала и профессиональных возможностей молодого поколения.
Системные меры
· необходимо обеспечивать и поощрять активное участие молодежи во всех сферах жизни общества, обеспечивать создание равных условий для выполнения молодыми людьми своих гражданских обязанностей, с привлечением молодежных политических объединений, молодежных НПО.

Продвижение по заслугам
Правовые гарантии
· сформировать пошаговую схему карьерного роста, с обязательными этапами и коллегиальным решением аттестационных комиссий о соответствии претендента новому уровню. Каждая новая ступень карьерной лестницы должна улучшать материальное положение - рост базового уровня оплаты должен сочетаться с увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.
Системные меры
· создать на базе молодежных социальных служб информационные центры поддержки индивидуального и социального развития детей и молодежи;
· обеспечить механизмы карьерного роста через участие молодежи в партийных проектах, тем самым укрепляя институт партийного строительства, обеспечивая пополнение кадрового резерва через работу молодежных подразделений политических партий Казахстана.

Поддержка молодежных инициатив
Информационное сопровождение
· молодежным организациям, общественности и всем заинтересованным сторонам необходимо вести работу по раскрытию лидерских качеств в молодежной среде.
Системные меры
· необходимо совершенствовать механизм учета молодежных инициатив при формировании государственного бюджета на центральных и региональных уровнях
· разработать механизмы льготного кредитования и микрокредитования для реализации бизнес - проектов молодежи в условиях старт-апа, обеспечить полную информированность о программах кредитования в рамках Программы занятости до 2020 года;
· культивировать уважение к институтам государственной власти, понимание того, что государство является гарантом обеспечения прав и свобод молодежи;
· призывать местные власти к более активному решению молодежных проблем, создавать условия для обмена молодежными инициативами на региональном уровне;
· проводить на постоянной основе встречи руководителей центральных и местных исполнительных органов, национальных компаний с молодежью;
· поддерживать стремление сельской молодежи играть активную и творческую роль в местном самоуправлении и поощрять в этой связи состязательные инициативы через республиканские конкурсы на выявление лучших практик молодежной управленческой инициативы;
· выработать конкретные меры для адаптации сельской молодежи в городах, обеспечить механизмы ее плавного вливания в городскую среду, через организацию молодежных акций и движений, создание общественных приемных молодежных социальных служб, работающих с сельскими мигрантами из числа молодежи;
· усилить профилактические меры, предотвращающие попадание сельской молодежи в руки недобросовестных работодателей, сферы влияния преступных группировок и сектантских проповедников;
· активизировать работу молодежных НПО по совершенствованию оказания механизмов адресной социальной помощи социально-уязвимой молодежи. Необходимо поощрять самостоятельность молодежи в организации сборов прямой помощи домам ребенка и домам престарелых; воспитывать молодежь в духе соучастия и сопереживания к судьбам обездоленных сверстников, брошенных детей, инвалидов и пожилых людей;
· создать Фонд молодежных инициатив;
· воспитывать у молодежи бережное отношение природным и человеческим ресурсам, формировать понимание что устойчивое развитие страны связано с реализацией принципов «зеленой экономики».

2.1.2 Качественное образование – фундамент будущего

Сегодня, когда Казахстан движется к постиндустриальному миру, в котором правит триада «образование - наука - инновации», безусловным пропуском в третье тысячелетие являются знания и профессионализм. В этой связи качественной модернизации требует система технического и профессионального образования, которая должна быть направлена на детальный учет потребностей рынка и диверсифицированной экономики.
Знания - это результат труда. Чем больше труда и стремления молодежь вкладывает в самообразование, тем больше она познает. Знания рассматриваются как экономический ресурс государства, ключевой фактор производства. 
Последовательно модернизируя национальную систему образования, Казахстан приближает ее к международным стандартам.
Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. 
С учетом этого необходимо:
Правовые гарантии
· всемерно обеспечивать возможность получения молодежью качественного образования;
· обеспечивать дальнейшее развитие дуальной системы профессионального образования, соответствующей экономическим, социальным и предпринимательским реалиям с учетом потребностей и технологических новшеств;
· содействовать открытию новых профессиональных лицеев, особенно в сельских и отдаленных районах;
· поддерживать стремления подростков и молодежи к интеграции в новые формальные и неформальные объединения и союзы экологического, военно-патриотического, трудового направления. Объединить работу новых союзов и организаций в школьные советы в школах, студенческие советы в колледжах и вузах;
· популяризировать образовательные порталы среди молодежи, особенно в сельских и отдаленных районах.
· разработать систему участия крупных национальных и иностранных компаний в управлении вузами, позволяющую максимально приблизить квалификацию выпускников интересам производства, а также улучшить материально-техническую базу университетов, создать на базе вузов исследовательские центры и лаборатории. Предприниматели и крупные бизнесмены также должны участвовать в создании системы профессиональных квалификаций;
· уделить особое внимание молодежи, занимающейся наукой, предоставляя более широкие возможности для коммерциализации ее идей и открытий. Коммерциализация молодежной науки позволит преодолеть дефицит технических специалистов в стране. Развивать сотрудничество молодежных организаций с Национальным Инновационным Фондом;
· создавать условия для поощрения молодых талантливых людей, добившихся в образовательном процессе признания на мировом уровне, активно пропагандировать их пример.
· закрепить за высшими учебными заведениями и колледжами функцию трудоустройства своих выпускников (2-3 года для обучавшихся по государственным грантам для наиболее конкурентоспособных молодых специалистов) на основе предоставления квоты и целевого распределения государственного социального заказа на трудоустройство молодых специалистов в учреждения государственного и бюджетного сектора. 
Системные меры
· увеличить объем кредитов на профилирующие дисциплины за счет сокращения кредитов на общеобразовательные дисциплины;
· организовать проведение факультативных занятий для учеников старших классов школы по азам ведения бизнеса;
· активизировать работу по широкому признанию казахстанских дипломов за рубежом;
· содействовать более широкому вовлечению молодежи в общественную работу как важный элемент системы образования, используя возможности программы «Жасыл Ел»;
· поддерживать стремление молодежи развивать командный дух, проводить курсы по основам team building (командообразование);
· предоставить общественности, родителям и самим учащимся больше возможностей влиять на содержание образовательного процесса, на качество преподавания, развивать академические свободы, в том числе через управление учебными заведениями;
· повысить эффективность студенческого самоуправления в целях продвижения идей Болонского процесса в системе высшего образования Республики Казахстан;
· содействовать социальной адаптации воспитанников детских домов для ведение самостоятельной взрослой жизни в обществе;
· активизировать работу социальных молодежных служб по оказанию профессиональной психологической помощи учащейся молодежи, особенно в стрессовый период сдачи тестов, экзаменов и защиты дипломных работ.

2.1.3 Молодежь – движущая сила новой экономики

К 2020 году Казахстан станет одной из наиболее конкурентоспособных стран мира с благоприятным деловым климатом, значительным расширением иностранных и местных инвестиций в несырьевые секторы экономики, сильным средним классом и развитой государственной службой. Стране необходимо развивать диверсифицированную экономику, создавать соответствующую инфраструктуру, коммуникации, развивать добывающие отрасли и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, сферы услуг и бизнеса.
Молодежь – наиболее мобильная, гибкая, энергичная часть общества и именно она должна стать движущей силой новой экономики страны. Необходимы современные знания, упорный труд и молодежная инициатива. Только при условии самоотдачи, старательности и рачительности молодежи, возможности казахстанской экономики могут обернуться для нее подлинными благами.  
Государство будет совершенствовать работу по обеспечению молодежи гарантиями в сфере труда и занятости. Особое внимание будет уделяться участию молодежи в реализации программы Президента страны по форсированной инновационной индустриализации экономики, модернизации сельского хозяйства, повышении уровня государственной службы и развитии малого и среднего бизнеса. 
Серьезной реформы потребует система мониторинга за состоянием занятости молодежи, которая будет призвана заполнить имеющиеся вакуумы в трудоустройстве молодежи. 
Ни один сегмент молодежи не должен остаться вне государственной политики занятости. Здесь ключевая задача власти - трудоустройство каждого молодого гражданина, полная занятость молодых казахстанцев. 
С учетом этого необходимо:
Правовые гарантии
· обеспечивать взаимодействие органов государственной власти, частного сектора и учебных заведений в целях содействия трудоустройству молодежи;
· обеспечить равные возможности для трудоустройства молодых людей с ограниченными возможностями; 
· стимулировать молодежь к активному противостоянию коррупции.
Системные меры:
· разработать меры по реализации настоящей Концепции в соответствии с Программой занятости 2020, Программой форсированного инновационно-индустриального развития, Дорожными картами, программами и планами действий Правительства с конкретизацией мероприятий по обеспечению молодежи рабочими местами;
· при реализации Государственных программ форсированного инновационно-индустриального развития, социальной модернизации общества и других необходимо расширить каналы обратной связи с молодежью через работу диалоговых площадок, виртуальных консультативных сообществ для детального изучения потенциальных возможностей и потребностей молодежи;
· совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу профсоюзов с целью активного вовлечения молодежи в профсоюзные ряды. Призывать молодежь к решению трудовых конфликтов правовыми формами и методами;
· создать единую информационную базу о состоянии спроса и предложения на рынке труда;
· ввести в практику работы телеканалов анонсирование Интернет-проектов «Жас iскер», «Молодежное предпринимательство», «Строим будущее своими руками»;
· создать систему обучения и курирования на местах молодых сотрудников без опыта работы. Массово развивать институт наставничества во всех государственных учреждениях, национальных и частных компаниях;
· содействовать исследованиям, посвященным проблеме безработицы среди молодежи, учитывая при этом рыночные тенденции и требования, для разработки и реализации мер по трудоустройству молодежи; 
· использовать дополнительные стимулы для повышения заинтересованности организаций и предприятий, независимо от форм собственности, при приеме на работу молодых специалистов, создании рабочих мест для молодежи, ее профессиональной подготовке и переподготовке, производственном обучении;
· содействовать образованию и профессиональной подготовке, ориентированным на трудоустройство, для обеспечения непрерывного совершенствования системы образования под меняющуюся социально-экономическую конъюнктуру, включая потребности рынка;
· вовлекать самозанятую молодежь в профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям;
· повышать предпринимательскую активность молодежи путем предоставления микрокредитов для занятия предпринимательской деятельностью;
· создавать сбалансированный рынок труда, стимулируя молодежь к получению базовых специальностей. Необходимо выстроить социальные лифты внутри рабочих специальностей, формируя рабочую элиту, содействуя развитию семейных династий. В условиях меняющихся технических регламентов, обновления технологий, квалификация рабочего, его жизненные установки, способность обучаться, гражданская активность и социальная ответственность становятся решающим гуманитарным фактором конкурентоспособности;  
· содействовать появлению в учебных заведениях, профессиональных лицеях и колледжах механизмов консультативных услуг для молодежи в вопросах выбора профессии, а также преодоления психологического страха перед угрозой безработицы, используя резервы молодежных социальных служб;
· создать единый веб-портал «Молодежная биржа труда»;
· воспитывать у молодежи предпринимательские способности, обеспечивать ее необходимыми навыками и ресурсами, позволяющими молодежи создавать собственные предприятия и открывать собственное дело;
· создавать условия для развития креативных способностей молодежи, следствием которых станет появление на мировых рынках продукции с обозначением не только «made in», но и «created in Kazakhstan».

2.1.4 Здоровье молодежи – стратегический ресурс будущего

Решение экономических задач не представляется возможным, если молодые казахстанцы не будут физически здоровыми. Государство в этой связи будет совершенствовать механизмы по гарантированному обеспечению молодежи качественными медицинскими услугами, совершенствовать условия по созданию здоровой окружающей среды.
Неотъемлемой частью государственной молодежной политики должен стать принцип солидарной ответственности за свое здоровье. Молодым людям необходимо повсеместно отказываться от вредных привычек, повышать мотивацию к ведению здорового образа жизни, обращая внимание на профилактические мероприятия. 
С учетом этого необходимо:
Системные меры
· с широким привлечением молодежных НПО проводить регулярный скрининг и приветствовать намерения молодежи к прохождению профилактических мероприятий и вакцинаций; 
· принимать особые меры в отношении охраны здоровья юношей и девушек, страдающих умственными или физическими недостатками, обеспечивая их реабилитацию в целях укрепления их уверенности в собственных силах.
Информационное сопровождение
· принять меры по созданию телеканала «Денсаулық», активировать работу средств массовой информации по предоставлению информации о доступности медицинской помощи, включая консультативные услуги, с участием семьи, групп сверстников, учебных заведений, СМИ, медицинских учреждений и других партнеров;
· создать и обеспечить доступ молодежи к единой информационной базе данных по вопросам охраны репродуктивного здоровья, уделять особое внимание подростковой андрологии и подростковой гинекологии; 
· повысить информированность юношей и девушек о кампаниях по борьбе с ВИЧ/СПИДом и заболеваниями, передаваемыми половым путем;
· широко освещать в СМИ негативные последствия употребления наркотиков, алкоголя, сигарет, добиваться снижения количества рекламы алкоголя и табака в Интернете.

2.1.5 Физическая культура и спорт – жизненная потребность казахстанской молодежи 

Занятия физической культуры и спортом позволяет молодежи развиваться физически и духовно, достигать новых вершин самоутверждения в жизни. Сфера физической культуры и спорта призвана решать многие социально-экономические проблемы, такие как объединение общества, отвлечение молодежи от вредных привычек, профилактика заболеваний, увеличение средней продолжительности жизни и ее качественного уровня. Особым приоритетом должны стать занятия спортом и физической культурой. Поэтому физическая культура и спорт должны стать неотъемлемой частью образа жизни молодого человека. 
С учетом этого необходимо:
Системные меры
· продолжить работу по привлечению молодежи к занятиям физической культуры и спортом, путем проведения пропагандистской работы;
· развитие инфраструктуры для занятии физической культуры и спортом, особенно в сельской местности;
· сотрудничество с молодежными организациями по привлечению юношей и девушек к занятиям физической культуры и спортом;
· дополнительно в образовательных учреждениях ввести по выбору дисциплины по видам спорта; 
· уделять особое внимание развитию командных видов спорта;
· поощрять создание виртуальных групп, пропагандирующих здоровый образ жизни, привлекая в эти сообщества популярных среди молодежи представителей политики, культуры, кино и телевидения.
Информационное сопровождение
· поощрять создание виртуальных групп, пропагандирующих здоровый образ жизни, привлекая в эти сообщества популярных среди молодежи представителей политики, культуры, кино и телевидения;
· в целях развития активного образа жизни и укрепления патриотизма вести пропаганду отечественного экотуризма, разрабатывая новые маршруты и добиваясь роста их популярности;
· воспитывать молодежь на примерах лучших достижений казахстанских спортсменов.

2.1.6 Семья – опора молодежи. Шанырак (жилье) – опора молодой семьи.

Семья в Казахстане всегда рассматривалась в качестве важнейшего социообразующего элемента. Она входит в ранг непреходящих, жизненно важных ценностей, являясь важнейшим звеном системы нравственных координат поведения человека. 
Одной из наиболее актуальных проблем молодых семей является наличие отдельного жилья. Отдельное жилье – это основа крепкой семьи, успешной трудовой карьеры, душевного комфорта и самореализации. Государство будет оказывать поддержку молодым людям в приобретении или долгосрочной аренде жилья, опираясь на уровень развития и возможности казахстанской экономики. 
С учетом этого необходимо:
Системные меры
· принять меры по расширению форм поддержки молодых родителей со стороны региональных властей: организация бесплатного обеспечения новорожденных всем необходимым для первого месяца жизни, расширение сети детских дошкольных учреждений и др; 
· совершенствовать жилищное законодательство с целью конкретизации мер, направленных на обеспечение молодежи отдельным жильем; создание студенческих и молодежных общежитий для мобильной части молодежи;
· воспитывать молодых людей в духе уважения к семейным ценностям, создания в семье устойчивой морально-нравственной атмосферы, особого почитания к пожилым людям, трепетного отношения к детям.

2.1.7 Безопасность и жизнедеятельность 
в молодежной среде

Обеспечение безопасности личности, общества, государства - важнейший приоритет ближайших десятилетий, ставший одной из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях. С учетом развития общества, современных угроз очевидна необходимость совершенствования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. 
 Государство заботится о безопасности своего народа, решая целый комплекс экономических, научно-технических и организационных задач.
 Обеспечение безопасности жизни – это наука, и этой науке надо обучать наравне с родным языком, математикой, историей и другими предметами. Молодежь должна усвоить принципы и правила, как жить и выживать в любых обстоятельствах в городе и на природе, включая чрезвычайные ситуации различного характера, оказывать при необходимости помощь себе и другим.
С учетом этого необходимо:
Системные меры
· организация безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях;
· здоровьесберегающая деятельность;
· духовно-нравственное воспитание, как один из факторов безопасности жизнедеятельности;
· профилактическая работа правоохранительных органов;
· организация детско-юношеских клубов: «Дружин юных пожарных», «Юный спасатель» и др.
 

2.1.8 Культура – источник патриотизма, духовности и толерантности

Культура, язык, обычаи и традиции народа хранят в себе в большей мере, чем другие сферы общественной жизни, национально-особенное, специфическое, присущее именно этому народу. 
Прогрессивность молодежи и стремление к глобализации должны сочетаться с чувством подлинного патриотизма, уважения традиций и культуры своего народа, принципами этнического взаимоуважения и культурного взаимообогащения.
Мировая интеграция и быстрое развитие технологий ведут к укреплению диалога между культурами и цивилизациями. Вместе с тем, сегодня существуют предпосылки для разрушения культурного и языкового разнообразия, ускоряются процессы исчезновения языков, обычаев и традиций.
Одной из главнейших задач молодого поколения является сохранение межэтнического и межконфессионального мира и толерантности. Важнейшей составляющей молодежной политики является воспитание у молодежи традиционных духовных качеств, таких как этническая и религозная терпимость, уважение представителей других этносов совместно с укреплением светских начал общественной и государственной жизни.  
Центральное место в этнических процессах республики занимает Ассамблея народа Казахстана. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана во взаимодействии с этнокультурными объединениями обеспечила возрождение этнического самосознания, сформировала единое политическое правовое, культурное поле межэтнических отношений. 
Оказывая влияние на процессы нравственного формирования молодежи и ее гражданской идентификации, государство будет уделять особое внимание развитию языков, культуры, а также развитию коммуникационных технологий.
С учетом этого необходимо:
Системные меры
· Повысить качество работы по изучению государственного языка. Казахский язык – духовный стержень казахстанского общества, основа для взаимодействия представителей различных национальностей и культур, фундамент для единства народа Казахстана;
· проводить активную пропаганду «триединства языков» (казахский, русский, английский), начиная с дошкольных учреждений и детско-юношеских организаций. При этом изучение языков надлежит сделать доступным для всех желающих при помощи ввода дополнительных предметов, курсов, часов в организациях образования, а также ежедневного транслирования образовательных программ по телевидению, радио;
· ввести в практику работы национальных телеканалов «Мәдениет» и «Бiлiм» анонсирование молодежных Интернет-проектов о современных достижениях мировой культуры с привлечением молодых деятелей отечественной и зарубежной культуры, литературы и искусства;
· активно внедрять и популяризовать волонтерскую культуру среди молодежи как основу укрепления патриотизма, духовности и толерантности;
· модернизировать подходы к популяризации народных традиций, обычаев, способствуя освоению молодежью социокультурного опыта и мудрости предшествовующих поколений; 
· поощрять стремление молодых людей к изучению языков, как одного из критериев образованности личности, совершенствовать лингвистические технологии овладения языками, особенно в сельских и отдаленных районах;
· для облегчения процессов обучения языкам необходимо обеспечить более широкий показ недублированных документальных и художественных фильмов на казахском и английском языках на образовательных телеканалах «Бiлiм» «Мәдениет»; 
· активизировать работу организаций культуры по привлечению молодежи к изучению культурного и исторического наследия через организацию культурных мероприятий, особенно в сельских и отдаленных районах;
· обеспечить тесное взаимодействие молодежных организаций с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными объединениями, использовать потенциал Ассамблеи народа Казахстана в работе с молодежью.
Информационное сопровождение
· молодежным НПО необходимо активнее содействовать распространению цифровой грамотности, особенно среди сельской молодежи, устранять информационное неравенство;
· использовать бурный рост социальных сетей в качестве инструмента, объединяющего молодежь, поощрять создание виртуальных групп и сообществ для обсуждения конструктивных молодежных идей. 
Активно освещать все государственные, молодежные программы и акции, пропагандировать опыт лидеров молодежной среды через социальные сети;
· совершенствовать правовые механизмы защиты интеллектуальных прав молодежи в киберпространстве;
· привлекать молодежь к созданию цифровой базы культуры наследия Казахстана.

2.1.9 Гражданская позиция

В современном мире молодые люди становятся одними из главных участников социально-политической жизни, формируя в себе гражданское сознание и самосознание, овладевая выработанными человечеством навыками общественной деятельности и поведения. При проведении государственной молодежной политики важно ориентироваться на формирование принципов консолидации и гражданственности. 
В современном обществе процесс гражданской идентификации – это, прежде всего, усвоение демократических ценностей, уважение к закону и включенность в национальную культуру. Результатом такого процесса в идеале является зрелый гражданин, не подверженный колебаниям политической конъюнктуры, приверженец высокого патриотизма и гражданской ответственности.
С учетом этого необходимо:
Системные меры
· активизировать работу молодежных организаций по воспитанию молодых людей в духе толерантности и культурного плюрализма, формирования широкого спектра ценностных ориентиров и сохранения собственных культурных и этнических традиций, в соответствии с доктриной национального единства Республики Казахстан;
· обратить внимание молодежных неправительственных организаций на работу с молодыми репатриантами, приобщая их к традиционным устоям казахстанского общества, создавая возможности успешной социальной адаптации в условиях исторической родины;
· содействовать работе молодежных организаций, усилия которых направлены на проведение благотворительных акций;
· ввести в практику работы телеканалов «Бiлiм» и «Мәдениет» анонсирование Интернет-проектов и программ по вопросам пропоганды самосознания молодежи.

2.1.10 Межконфессиональное согласие – бесценное наследие для казахстанской молодежи

Казахстан – светское государство, которое рассматривает религию в качестве социального партнера в воспитании молодежи и подрастающих поколений. Позитивно воспринимаются стремления юношей и девушек к религиозному приобщению, в качестве естественной потребности нравственного совершенствования, поиска духовной гаромонии. Вера помогает молодым людям жить в атмосфере добра, мира, милосердия, высоких нравственных ориентиров. Вместе с тем, религиозность не может и не должна полностью отождествляться с духовностью. В противном случае общество теряет светский характер, сужает перспективы своего развития, поучаясь религиозным догматам.
Государство не допустит расшатывания традиционных устоев народа со стороны радикальных адептов, псевдорелигиозных проповедников, сект, деструктивных объединений, использующих религию, для своих политических и корыстных целей и будет добиваться неукоснительного исполнения законов. 
 
С учетом этого необходимо:
Правовые гарантии
· обеспечить условия для реализации прав и свобод молодежи в свободе совести, выборе вероисповедания и религиозной принадлежности.
Системные меры
· разработать программу «Религиозное наследие Казахстана», в рамках которой вести просветительскую работу, направленную на получение молодежью качественных знаний в области религии;
· популяризировать абсолютную ценность жизни и неоспоримую важность обеспечения ее безопасности; 
· усилить профилактические меры, предотвращающие участие молодежи в актах насилия, терактах, религиозного радикализма и экстремизма.
Вера в нашей жизни
· приветствовать использование религиозного опыта в качестве механизмов укрепления семьи, способствующих перемещению практики семейных отношений из социально-прагматичного измерения в духовную сферу;
· содействовать исследованиям, посвященным отношению молодежи к религии и степени ее влияния на молодежь.

2.1.11 Армия – школа мужества и патриотизма

Достижения Независимости должны быть надежно защищены. Защита территориальной целостности и суверенитета страны, противодействие военным угрозам и терроризму основная задача современных Вооруженных Сил. Высокий моральных дух военнослужащих, престиж воинской службы, патриотизм молодежи, стремящейся служить в рядах вооруженных сил – фундаментальные основы национальной безопасности в современном мире.
За последние десятилетия характер угроз в сфере национальной безопасности кардинально изменился. Сегодня не количественный, а качественный состав армии способен обеспечивать защиту и безопасность граждан перед лицом военных угроз.
В рамках государственной молодежной политики необходимо особое внимание уделить воспитанию допризывной молодежи, повышению престижа воинской службы и позитивного имиджа Вооруженных Сил Республики Казахстан и военной профессии в общественном сознании. 
С учетом этого необходимо:
· определение и выработка механизмов нормативно-правового обеспечения работы по укреплению имиджа Вооруженных сил и военной профессии; 
· создать молодежный общественный альянс, занимающийся вопросами подготовки к службе в рядах Вооруженных сил и военно-патриотического воспитания молодежи;
· вести воспитательную работу в школах, профессиональных лицеях и колледжах по подготовке к службе в армии, уделяя внимание повышению уровня моральной и физической подготовки будущих призывников;
· пропагандировать воинскую службу, проводить работу по повышению имиджа Вооруженных Сил;
· проведение исследования, направленное на изучение морально – психологического климата в воинских коллективах, общественного мнения об отношении к воинской службе, Вооруженным Силам и изучения социального портрета военнослужащих.
· предусмотреть комплекс социальных мер для отличившийся на службе в армии молодежи посредством включения их в список резервистов, которые могут в дальнейшем проходить службу в системе правоохранительных органов.
Системные меры
· поддерживать молодых людей в их стремлении развивать систему предпризывной подготовки военно-технических специальностей;
· совершенствовать работу воинских комиссий по отбору призывников;
· стимулировать получение гражданских специальностей, которые помогут военнослужащим срочной службы устроиться в жизни после увольнения в запас;
· создать молодежный общественный альянс, занимающийся вопросами подготовки к службе в рядах Вооруженных сил и военно-патриотического воспитания молодежи;
· вести воспитательную работу в школах, профессиональных лицеях и колледжах по подготовке к службе в армии, уделяя внимание повышению уровня моральной и физической подготовки будущих призывников;
· пропагандировать престиж воинской службы;
· постоянно повышать качество образования в специализированных военных заведениях «Жас Ұлан», «Арыстан» и в других. Повышать престижность обучения в них;
· содействовать исследованиям, посвященным проблемам морального самочувствия и настроений армейской молодежи.

2.1.12 Высокая правовая культура

Молодежь и подростки активны как в позитивных, так и негативных проявлениях. По различным причинам, главной из которых является стремление самоутвердиться, иногда молодые люди совершают поступки, находящиеся за рамками закона. Сегодня во всем цивилизованном мире борьба с молодежной преступностью является приоритетным направлением молодежной политики. Молодые люди должны ясно осознавать, что от выбора модели поведения и образа жизни зависит не только их собственная судьба, но и жизнь общества в целом.
Гарантируя защиту прав и свобод молодых граждан, государство будет повышать общий уровень правовой культуры и искоренять негативные явления, распространенные в молодежной среде.
С учетом этого необходимо:
Информационное сопровождение
· активизировать работу по повышению уровня правовой культуры молодежи по защите их прав и свобод, закрепленных Конституцией и нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Казахстан.
Системные меры
· усилить работу неправительственных организаций по социальной работе с воспитанниками и выпускниками детских домов, вовлекать их в экологические и военно-патриотические мероприятия. 
· привлекать потенциал молодежных организаций, формальных и неформальных объединений к вовлечению молодежи в спорт, искусство, пропагандируя преимущества здорового тела и здоровой морали;
· совершенствовать систему ювенальной юстиции, конкретизируя меры для профилактики безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неполных и неблагополучных семей;
· предусматривать реабилитацию, а при необходимости реинтеграцию в общество, особенно через учебные заведения, тех юношей и девушек, которые содержатся под стражей или отбывают тюремное заключение в качестве несовершеннолетних правонарушителей, с активным привлечением молодежных социальных служб.

***
По мере появления новых вызовов в рамках реализации настоящей Концепции будут дополнительно определяться новые направления деятельности молодежных организаций и уполномоченных государственных органов.  
Приоритетное значение будет отдано работе с социально-уязвимой молодежью, наиболее остро нуждающейся в помощи со стороны государства: детьми-инвалидами, молодыми людьми с ограниченными возможностями, сиротами и воспитанниками детских домов.

Раздел 3. МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

В целях успешной реализации концепции молодежной политики государство в лице уполномоченного органа выступает за консолидацию молодежи, как важный фактор ее социализации. Поддерживая инициативы молодежи по интеграции в общественные объединения, государство будет содействовать процессам консолидации казахстанской молодежи по интересам на принципах свободы выбора. 
В семье, в системе образования, в трудовых коллективах молодые люди должны быть вовлечены в деятельность молодежных организаций.  
Объединенная молодежь должна консолидировано направить свой потенциал на развитие конкурентоспособного Казахстана.  
Вместе с уполномоченными государственными органами они должны сотрудничать с молодежными коллективами всех уровней - молодежными неправительственными организациями, молодежными объединениями в форме государственных учреждений, движениями, молодежными бизнес- и коммерческими структурами, молодежными творческими коллективами и др.
Одним из важных инструментов в работе с молодежью должен стать государственный социальный заказ, который позволит финансировать проекты, предлагаемые молодежью, и активизирует ее творческий и инновационный потенциал.
Четкая координация государственной молодежной политики, как на республиканском, так и на региональном уровне необходима для повышения эффективности структуры управления молодежной политикой при условии активного участия самой молодежи.
Со своей стороны, государство обеспечит комплексный подход всех государственных органов по вопросам молодежной политики, имеющим межотраслевой характер.
Для этого:
- необходимо с учетом положений настоящей Концепции провести коррекцию всех действующих государственных и отраслевых программ на предмет ввода специальных разделов о молодежной политике и учета потребностей и интересов молодежи;
- государственным органам в центре и на местах необходимо предусмотреть в своих стратегических планах соответствующие мероприятия и индикаторы в рамках государственной молодежной политики;
- далее, при разработке новых государственных и отраслевых программ, национальных планов необходимо отдельно определять задачи молодежи, учитывать ее потребности. 
Все эти меры, в первую очередь, будут направлены на поддержку молодежи как определяющей части гражданского общества и придадут новый импульс очередному этапу развитию государственной молодежной политики. 

Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Положения настоящей Концепции будут исполнены посредством реализации следующих нормативных правовых актов:
1) Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» и другие законодательные акты;
2) Стратегический план развития Казахстана до 2020 года;
3) Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;
4) Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан на 2011-2015 годы»;
5) Программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы;
6) Программа занятости 2020;
7) Программа «Дорожная карта бизнеса – 2020»;
8) Программы развития территорий;
9) Программа «Доступное жилье – 2020»; 
10) Стратегия «Жастар - Отанға!» молодежного крыла «Жас Отан» НДП «Нур Отан» до 2020 года;
11) Стратегические планы центральных и местных исполнительных органов;
12) Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

Раздел 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 Создание целостной системы, нацеленной на адресную работу с молодежью по месту жительства, учебы и работы. 
 Одним из ключевых факторов успешной реализации Концепции является повышение эффективности структуры уполномоченных органов в сфере молодежной политики, как на республиканском, так и на региональном уровне.
 Будет усилен статус Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан путем наделения его компетенцией по согласованию Типового положения о деятельности молодежных консультативно-совещательных органов при местных исполнительных органах. 
 С целью обеспечения участия и представительства молодежи в органах государственного управления будет разработана соответствующая нормативно-правовая база, определяющая модель функционирования консультативно-совещательных органов в сфере молодежной политики.
 В рамках реализации Концепции будет обновлено законодательство по вопросам государственной молодежной политики.
 Будет принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, усиливающих межведомственную координацию молодежной политики, анализ и мониторинг молодежной политики.
 Впервые будут заложены меры по выстраиванию системы прогнозирования в сфере молодежной политики. Для этого будут разработаны и внедрены единые методики анализа, мониторинга и прогнозирования в сфере государственной молодежной политики. Для сопровождения этой деятельности создана экспертно-аналитическая структура «Молодежь».
 Для внедрения единых подходов в государственном планировании и повышении ответственности государственных органов в сфере молодежной политики будет разработана методика оценки эффективности деятельности государственных органов.
 Также планируется разработка методики финансирования, позволяющей снизить уровень дифференциации финансирования молодежной политики в регионах. На уровне каждого района будет предусмотрено финансирование молодежных организаций. Для этих целей будет разработана новая модель финансирования молодежных организаций.
 Отдельным блоком работы станет создание Ресурсных центров для молодежи и молодежных организаций местными исполнительными органами на областном и районном (городском) уровнях. Для систематизации их работы будут утверждены перечень и стандарты их услуг и ресурсов.
 Будут заложены законодательные меры по систематизации социальных служб для молодежи. Пересмотрены механизмы их деятельности, финансирования, перечень и стандарты оказания их услуг (помощи).
 Будет обеспечено участие молодежных организаций на всех этапах управления молодежной политикой и повышение профессионализации молодежных организаций.
 В связи с этим, планируется разработка и регулярное проведение курсов повышения квалификации для сотрудников центральных и местных исполнительных органов, молодежных организаций по актуальным вопросам молодежной политики.
 Кроме того, предусматривается вовлечение бизнес-сообщества в реализацию государственной молодежной политики, основанной на принципе взаимовыгодного сотрудничества.
 В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
 Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, т.е. формирования системы казахстанских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
 Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Казахстаном, совершенствования общественных отношений и роста благосостояния граждан.

***
Важным фактором успешности настоящей Концепции является выработка единого алгоритма ее реализации. Этот алгоритм включает: организацию научно-исследовательских работ в сфере государственной молодежной политики, основное предназначение которых заключается в опережающем прогнозировании и обеспечении путей решения проблем молодежи, прямые инвестиции на развитие инфраструктуры объектов молодежной политики, реализацию научно и экономически обоснованных программных мер в рамках бюджетного финансирования. Масштабы проводимых в стране преобразований и активное включение в эти процессы молодежи требует пересмотра масштабов реализации и ресурсного обеспечения государственной молодежной политики.
Необходимо обеспечить реализацию молодежной политики таким образом, чтобы государственные органы на надлежащем уровне демонстрировали приверженность процессам ее реализации. Учитывать системность и преемственность в процессе реализации государственной молодежной политики.
Создать информационную платформу для национальной оценки хода осуществления государственной молодежной политики. 
Для достижения целей и решения задач, определяемых Концепцией, требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий.
В соответствии с положениями настоящей Концепции необходимо внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия центральных и местных исполнительных органов с молодежными НПО по реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, а также на создание условий для молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В целях обеспечения эффективной реализации мер государственной молодежной политики необходимо установить систему критериев и показателей оценки ее результативности, которая должна показывать взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Разработка такой системы потребует модернизацию государственной статистики в области государственной молодежной политики, в частности, разработку и пересмотр сложившихся требований и параметров информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни Казахстана.
Кроме того, успешная реализация настоящей Концепции зависит от настроя самой молодежи, от того, как сами молодые люди воспримут предложенные идеи и проникнутся ее духом, примут документ, как траекторию дальнейшего развития, как свой ПУТЬ В БУДУЩЕЕ.
Как отметил Глава государства Н.А Назарбаев в своем труде «Казахстанский путь»: «Успех будет сопутствовать молодым, если они выберут гуманизм, знание, ответственность, справедливость и не будут эгоистичны».

У Казахстана есть прекрасное будущее, и оно в настоящем - в ЕГО МОЛОДЕЖИ.

Отправить письмом